?

Log in

No account? Create an account

Рussy Riot: вызов средневековью - Алексей Широпаев — LiveJournal

Mar. 29th, 2012

10:57 am - Рussy Riot: вызов средневековью

Previous Entry Share Flag Next Entry


Фото отсюда

Не знаю, что подсказало участницам группы Рussy Riot идею их акции в ХХС. Скорее всего, безошибочная артистическая интуиция, а не просто анализ. Как бы то ни было, акция получилась не только смелая, по праву заслуживающая именоваться гражданским героизмом, но и удивительно энергоемкая по своим смыслам. Антипутинский панк-молебен в ХХС – это, не побоюсь сказать, гениально. Это вызов не только Путину и системе его власти, это вызов и официозной церковности, сросшейся с этой властью, с этим государством. ХХС – зримое воплощение торжествующей государственной церкви, стремительно и органично заполнившей собой идеологический вакуум, возникший после ухода КПСС. Именно РПЦ помогла значительной части постсоветского населения преодолеть кризис идентичности: советские без особой ломки стали православными. Главное, что при этом они сохранили внутренний комфорт и возможность получать простые ответы на сложные вопросы, поскольку смысловая матрица их сознания не изменилась: Запад остался врагом, а Россия, как и раньше, идет своим особым путем. Более того, в ракурсе эрпэцэшной православности враждебность Запада приобрела новую, метаисторическую и метафизическую глубину, равно как и российская особость: мифологема противостояния «миру капитала» обновилась смыслами противостояния «царству антихриста». РПЦ предоставила совкам прекрасную возможность не меняться в своей сути. Православность для многих стала легитимацией их инаковости – разумеется, в отношении Запада, его ценностей и всего строя его жизни. При помощи РПЦ советское как бы вернулось в российское, которым и было порождено. В результате российское стало более злокачественным, гротесковым. Вторичный концентрат, исторический отстой, в котором причудливо перемешаны и Московское царство, и романовская империя, и СССР – вот что такое путинская Россия. Роль РПЦ в ее формировании огромна – она сопоставима лишь с аналогичной ролью КГБ, с которым церковь связана теснейшим образом еще с 20-х годов. На это прямо указывала Рussy Riot, когда пела про «черные рясы, золотые погоны», ставя рядом с именем Путина имя Гундяева. Но дело не только в том, что Путин и Гундяев, так сказать, сослуживцы по линии лубянки. Дело в том, что нынешний союз чекистского государства и чекистской церкви – это, по сути, российский византизм с его т.н. симфонией властей: светской и духовной, о чем с восторгом пишет «православный эксперт» Кирилл Фролов.

Николай Бердяев в свое время проницательно заметил: «Россия никогда не выходила из средних веков». Не выходила и в советский период, поскольку большевизм, как писал А. Янов, «разрушил форму русской политической системы для того, чтобы спасти ее полувизантийскую, средневековую сущность». Спасти от Февральской буржуазно-демократической модернизации. Особенно это стало явным в период сталинского благоволения к РПЦ, когда советские праздники были вписаны в «Православный календарь» наравне с церковными. Многие – и охранители, и либералы – видят в позднем сталинизме исполнение пророчеств византиста Константина Леонтьева о «православном царе во главе социалистического движения». Но Сталин все-таки не стоял со свечечкой в главном тогда Елоховском соборе – полной «симфонии» мешал партбилет.

Путинизм стал очередным откатом к средневековой политической системе после еще одной неудачной попытки буржуазно-демократической революции – Августовской. Единственное, что действительно исчезло после Августа-91 – это официозный марксизм-ленинизм, и без того уже давно мертвый. Однако российское средневековье осталось практически неприкосновенным, более того, оно обнажилось, поскольку теперь перестало нуждаться в риторических оглядках на диалектический материализм. Есть лишь одно, на что оно сейчас еще как-то оглядывается – это Конституция, декларирующая светский характер государства. Однако на деле РПЦ давно имеет неофициальное положение государственной церкви, постоянно подтверждаемое недвусмысленными статусными жестами со стороны власти. Тут такая же история, как и с федерализмом – он хоть и провозглашен в Конституции, но в реальности его нет, в реальности у нас империя. Так же и российский институт президентства, по существу, является осовремененной формой царского самодержавия. Сегодняшняя Россия в целом вполне соответствует своей базовой модели, заложенной Иваном Грозным: монархия, освященная церковью. РПЦ – один из важнейших государственных институтов, призванный укреплять лояльность общества к существующей власти и озвучивать исторические смыслы России, выгодные кремлю. Собственно патриотизм, понимаемый как политтехнология обслуживания интересов власти, транслирует сегодня, прежде всего, РПЦ. Верноподданный К. Фролов пишет об этом светло и благостно: «Путин берет на себя восстановление экономического и геополитического потенциала России, ее воссоединение, Святейший возрождает духовный потенциал Исторической Руси, воцерковляет "Большую Страну", своим убедительным словом раскрывает опасность иностранной интервенции в России, просвещает и народ, и Путина в духовных, церковных вопросах…». Вот на ВСЕ ЭТО и посмела замахнуться группа Рussy Riot – отсюда столь острая и суровая, полицейско-карательная реакция на ее действо в ХХС.              

Да, в нескольких европейских странах есть официальные религии, но там они мягко и надежно упакованы в демократические традиции, в культуру права, в гражданское общество, в особый менталитет, свободный от фанатизма и обскурантизма. Реакция на Рussy Riot – и государства и значительной части общества – показывает, насколько Россия далека от перечисленных факторов цивилизованной жизни. Девчонки брошены в тюрьму всего лишь за неканоническую молитву об избавлении от власти Путина и гэбэшных попов. Притом, замечу, массовая газета с благочестивейшим названием «Комсомольская правда» всерьез рассуждает о «богохульстве», причем как об уголовно наказуемом деянии – и это в светском-то государстве! Дело Рussy Riot поставило Россию в один ряд с такими замечательными странами как Иран, Пакистан и Саудовская Аравия. Напомню: в Иране казнят смертью за «богоотступничество», в Пакистане – за пресловутое «богохульство», а в Саудовской Аравии - за «колдовство». И когда отечественный черносотенный сайт с удовольствием цитирует православно-скандального израильтянина И. Шамира, считающего, что наших акционисток «надо было бы сжечь на костре на берегу Москва-реки, пепел спихнуть вниз по течению, и место костра посыпать солью…» - сознаешь всю реалистичность эпизода из знаменитой антиутопии Владимира Сорокина, где некий блаженный Амоня предсказал, что «у Государыни второй выкидыш случится из-за сглаза вдовы стрелецкой. С той вдовой тогда народ круто обошелся – проволокли ее по Васильевскому спуску к Москве-реке да под лед баграми и запихнули» («Сахарный Кремль»). Здравствуй, 16-й век!

За что держат в тюрьме девушек? Они выступили против Путина? Ну так это их конституционное право. Они молились неподобающим с точки зрения РПЦ образом? Ну тогда это чисто внутрицерковное дело, причем тут тюрьма и суд, если церковь у нас отделена от государства? Или, получается, не отделена? Утверждают, что девчонки оскорбили чувства верующих. Это, мягко говоря, крайне дискуссионное обвинение. Они молились Богородице так, как сочли нужным, однако необычная, авангардная форма молитвы говорит вовсе не о намерении оскорбить кого-либо, а, скорее, о юродстве. Повторяю, все это предмет исключительно внутрицерковного разбирательства, но уж никак не уголовного преследования, которое указывает лишь на то, что мы живем в отсталой несовременной стране, где религия неотделима от государства, а агрессивные фанатики бредят расправами над еретиками. Группа Рussy Riot бросила вызов деспотическому, архаичному государству и его табельной церкви, лжи, ханжеству и конформизму, полицейщине, цинизму и бесправию, слипшимся в один огромный грязный вонючий ком. Акция Рussy Riot – это веселая манифестация здравого смысла и достоинства в самом эпицентре мрачной и безысходной фантасмагории российской жизни. Отстаивая свободу девушек, мы отстаиваем свой разум (и разум в принципе) перед лицом дремучего клерикально-полицейского мракобесия. Свое право жить в современном мире, а не в перманентных средних веках, где властвуют монарх, феодалы и попы.  

Comments:

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
From:politklub_ru
Date:March 29th, 2012 07:13 am (UTC)

Русские должны сделать свой выбор

(Link)
Русские - нация культурная, образованная. Потому большинство русских - атеисты. Образоыванные русские называют себя атеистами с православными корнями. И за забывают о том, что в глубине эти корни были языческими.

Большевики выбили из мозгов русского человека веру в Христа. Заменили ее верой в мудрый политбюро. Нет политбюро - вакуум заполнила мация под названием РПЦ. Есть ли от нее польза?

На Россию наступает ислам. Это ужасно. Кто должен бороться с этим злом? Казалось бы РПЦ. Борется ли? Нет. Так зачем они тогда нам, русским, нужны?

 



Сенсации на PolitKlub.ru



(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:March 29th, 2012 07:16 am (UTC)

Re: Русские должны сделать свой выбор

(Link)
Такая РПЦ нужна лишь системе. Остается надеяться, что в РПЦ есть здоровые, реформаторские силы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:rusistka
Date:March 29th, 2012 07:22 am (UTC)
(Link)
И вот, что любопытно.
Вы помните, в пресловутые "лихие 90-е" была очень популярна такая неформальная идея "Россия - Удел Пресвятой Богородицы". Это следовало з апокрифа, по которому после свержения Императора, Матерь Божия сама стала своего рода исполняющей обязанности российской императрицы.
И с этой точки зрения слова "Богородица, Путина прогони" являются вполне правомерными. Обращение к Боородице с просьбой освободить страну от нечестивого правителя - это в контексте "удела Пресвятой Богородицы" является православным...
Другое дело в том, что с сочувственными словами по адресу гей-парадов и феминисток можно не согласиться. Но они "богохульством" не являются. А фактические гей-парады на самом деле проводятся в некоторых монастырях во время крестных ходов. (помните старую-старую статью на тему "Голубого лобби в РПЦ" - оно же никуда не делось, просто про него перестали писать, потому что в либеральном движении оно тоже достаточно сильно, а "ворон ворону глаз не выклюет"...
А то, что сейчас в реальности воплощаются все самые невообразимые пародии на общество - говорит только про одно - главная цель этого государства - геноцид народа и заселение опустевшей территории "рабами" из других стран.
(Reply) (Thread)
From:neledinov
Date:March 29th, 2012 07:23 am (UTC)
(Link)
Попробовали они бы так в мечети или синагоге помолиться....
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:March 29th, 2012 07:28 am (UTC)
(Link)
Странный посыл: они не мусульманки и не иудейки.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:alexthunder
Date:March 29th, 2012 07:37 am (UTC)
(Link)
Россия в 17-м свернула с исторического пути. Потом много лет шла "другим путём". И пришла в тупик. Теперь чтобы выйти из тупика она идёт обратно к той точке в которой был совершён поворот, "срезать" не удалось, приходится возвращаться.

Когда будет восстановлена монархия и монарх вновь отречётся сам от престола - дальше начнёт то что не смогло начаться тогда в 17-м.

А пока да - безвременье, мгла средневековья, нано-пещеры и кибер-виселицы с хай-тек-дыбами. Тёмный народ жаждит расправы, крови и адской муки. Её и получает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:March 29th, 2012 07:58 am (UTC)
(Link)
"Россия в 17-м свернула с исторического пути".

Боюсь, что нет. Мне видится удивительная целостность всего исторического пути России. Попытки свернуть - это Февраль и Август.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:hddn
Date:March 29th, 2012 08:45 am (UTC)
(Link)
Да, в нескольких европейских странах есть официальные религии, но там они мягко и надежно упакованы в демократические традиции, в культуру права, в гражданское общество, в особый менталитет, свободный от фанатизма и обскурантизма.

Да уж конечно, особенно в Польше, где, благодаря католической церкви запретили контрацепцию и аборты, а удаленность от костела - один из факторов стоимости жилья.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:March 29th, 2012 09:19 am (UTC)
(Link)
Тем не менее католицизм, при всем его влиянии, не является в Польше официальной религией, а у польской демократии можно поучиться. Не стоит забывать и о роли католицизма в освобождении Польши от совка. Польская церковь действительно всегда была с народом.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:March 29th, 2012 10:25 am (UTC)

Re: из ненаписанного межконфессионального воззвания

(Link)
Нравственные барьеры доламыват Гундяевы, и не панки.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:vasostr
Date:March 29th, 2012 09:43 am (UTC)
(Link)
"При помощи РПЦ советское как бы вернулось в российское, которым и было порождено". Сразу вспомнилось, как эта самая церковь в 1807 г. с серьезным видом проповедовала, что Наполеон Бонапарт есть предтеча антихриста.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:March 29th, 2012 09:54 am (UTC)
(Link)
Да, уместное напоминание ))

Теперь антихрист - Америка.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From:aliona-aegle.blogspot.com
Date:March 29th, 2012 01:14 pm (UTC)

Aber ich sage: was fallt, das soll man auch noch stossen

(Link)
Это они, конечно, удачно попали.
Пнули слегка позолоченый гроб, чтобы немного грохотнуло.
А оттуда пошла вонь и повалили черви.

Повсюду христианские церкви содержатся, чтобы смягчать нравы и обуздывать дикость. Но непомерно распиаренное советское министерство культа потеряло всякий человеческий облик. Митрополитбюро трогательно верит в то, что "дорвались" наконец, и ещё в полицейскую палку. Но их положение на этой палке вовсе не в разжигании злобы, словно без них слишком всё мирно.

Вся путинщина состоит в призывах к червям укреплять пожираемый ими пень.
Но против природы не попрёшь.

Edited at 2012-03-29 03:04 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:stafford_k
Date:March 29th, 2012 01:18 pm (UTC)
(Link)
Действо Pussy Riot в ХХС это, вне всякого сомнения, молитва. Нетрадиционная, с нарушением канонов, но молитва.

Вспоминается замечательный фильм П. Лунгина "Остров". Главный герой фильма, монах Анатолий, молился тоже нетрадиционно. Но, как не странно, Всевышний внимал его молитвам.
Так, может быть, "властьпредержащие" и опасаются, как раз, того, что Богородица внемлет молитвам Pussy Riot?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:vonaldeigjuborg
Date:March 29th, 2012 03:35 pm (UTC)
(Link)
А вот последняя догадка просто великолепна!
(Reply) (Parent) (Thread)
From:fgtjkewsg
Date:March 29th, 2012 04:11 pm (UTC)
(Link)
+100
Хорошая статья. Особенно концовка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:March 29th, 2012 07:45 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:varibok
Date:March 29th, 2012 04:42 pm (UTC)
(Link)
"Если Бога нет,то всё позволено!"(Ф.М.Достоевский)Пусть докажут,что Бог есть, и тогда пусть судят,как хотят.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:koulikoff
Date:March 29th, 2012 07:37 pm (UTC)

Что есть?

(Link)
Чтобы доказать, что Х существует, нужно сначала дать определение, что такое Х.
Проблема в том, что у каждого человека имеется своё определение, что такое Бог.
Как Вам такое определение? Бог - причина существования мира.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:iisus
Date:March 29th, 2012 10:06 pm (UTC)
(Link)
Такое ощущение, что если церковь кормить - любую церковь, - то она неизбежно вырастает в инквизицию, пожирающую, в качестве десерта, ешё и ведьм.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:dzhmil
Date:March 30th, 2012 07:40 am (UTC)
(Link)
Церкви к лицу гонения и катакомбы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:almaria
Date:March 30th, 2012 11:04 am (UTC)
(Link)
Как раз именно потому что РПЦ - это такая государственная контора, реакция властей в принципе выглядит естественной. С тем же успехом можно было прийти устроить концерт на Лубянке. А что толку? Лучше в противовес ИХ храмам, мрачным и совковым, завести СВОИ храмы - веселые и молодежные. Где не барыжат иконами и свечками, а раздают их бесплатно, вместе с едой, одеждой и кучей разных прибамбасов, где играет современная музыка и висят прекрасные картины, где каждый может молиться так, как ему больше по душе. А для борьбы с госучреждениями надо использовать что-нибудь покрепче, чем гитары.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:March 30th, 2012 11:15 am (UTC)
(Link)
Насчет СВОИХ храмов - веселых и молодежных - интересная мысль.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:mahtalcar
Date:March 30th, 2012 06:30 pm (UTC)
(Link)
Да, мы прямо заявляем, что "средневековье" - это и есть здоровое общество. Не стал бы называть это антизападным утверждением, т.к. на Западе тоже было средневековье, монархи, феодалы и церковь. Как и на исламском Востоке. Всё это - местные формы Традиции. Которую мы и защищаем. Поэтому - да, костёр! Обратите внимание, что все ведущие традиционалисты, не сговариваясь друг с другом, потребовали для пусек именно костра.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:rusistka
Date:March 30th, 2012 09:25 pm (UTC)
(Link)
А что будете делать ментами, которые изнасиловали задержанного пустой бутылкой?
На кол посадите?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)