Алексей Широпаев (shiropaev) wrote,
Алексей Широпаев
shiropaev

Россия стала "Бразилией"

Радио «Свобода» дает весьма яркий обзор блогов по теме ареста Никиты Тихонова и Евгении Хасис, обвиняемых в убийстве адвоката С. Маркелова и журналистки А. Бабуровой. Приведу несколько цитат из этого материала.

pioneer_lj: «Показали репортаж из зала суда. Суд давал санкцию на арест обвиняемых. Ввели обвиняемого, он был… в маске. То есть даже не в маске, на голове у неизвестного был надет черный мешок. Обвиняемая выглядела столь же интригующе, с непроницаемым чёрным мешком на голове. Абсурдность зрелища оттеняла толпа репортёров, фотографирующая людей в мешках. Предъявлять суду и общественности обвиняемых с мешками на голове даже сталинские чекисты не додумались. Остается только гадать, кто в действительности были те люди. Надев мешки, хитроумные чекисты изображали задержанных, а настоящие Тихонов и Хасис так изуродованы пытками, что их нельзя показать? Или уже мертвы?.. Остается лишь теряться в догадках».

chaadaev56: «Говорю Вам как бывший з/к: если подозреваемого приводят с мешком на голове – значит, у него выбивали показания. Если мешок пришлось развернуть, так что не видно глаз, - значит, били сильно, и глаза заплыли. Если он в зековской одежде – значит, своя вся в крови».

ohtori: «А не кажется ли вам, что обвиняемые, которых показывают с мешками на голове, вскоре помрут, до приговора не дожив? Скажем, в результате куриного гриппа (или какой он там щаз). И будет в милицейской отчётности гладь и благодать, никого искать не надо. Завтра от вашего имени в суде будет каяться во всех грехах кто-нибудь с мешком на голове. Или от моего имени. Не знаю, как вы - а я такого расклада не желаю».

beekjuffer: «Это прекрасная иллюстрация к тому, стоит ли с таким правосудием вводить в РФ смертную казнь. Да ни в коем случае! Уверяю вас, будут расстреляны не педофилы и наркоторговцы, а люди в мешках».

Вадим Штепа любит повторять: «Если утопии не сбываются, то сбываются антиутопии». В 1985 году в Великобритании вышел как бы фантастический фильм «Бразилия» знаменитого режиссера Терри Гиллиама («Король-рыбак», «12 обезьян», «Братья Гримм» и др.). Для тех, кто не смотрел: к известной латиноамериканской стране картина, несмотря на название, не имеет отношения. Приблизительно два года спустя «Бразилия» пошла в перестроечном советском прокате. Тогда я и увидел этот культовый фильм, сразу же прочно вошедший в число моих любимых кинолент, да и вообще повлиявший на меня сильно. Признаться, в то время я соотносил его только с нашим совковым прошлым, прежде всего со сталинским. И лишь позднее понял, что гораздо интереснее эта лента прочитывается в контексте нашего «капиталистического» настоящего.

Напомню, в фильме показано некое постиндустриальное общество, в центре которого стоит монструозное Министерство Поиска Информации - тамошняя Лубянка, поглощающая до семи процентов валового годового дохода страны. Царит инфернальный бюрократизм с его клановостью и кумовством, с бесчисленными «формами», справками, постоянными накладками и сбоями, которые оказываются роковыми для рядового человека-винтика. Свирепствует тотальная компьютеризированная полицейщина, страшная и косная одновременно. По циклопическому мегаполису снуют спецподразделения, наделенные особыми полномочиями. Безликий бронированный спецназ врывается в дома и уводит в небытие всех, заподозренных в экстремизме, натянув на них глухие казенные мешки, из которых доносится лишь сдавленное мычание. Кого взяли: правого или виноватого? Вообще, кто в мешке? Это и не столь важно системе: борьба с экстремизмом давно стала просто технологией удержания власти. Человек же сведен этим чудовищным формальным квазипорядком к пустой условности, которую всегда можно запросто стереть, как ненужный файл. При этом с телеэкранов потоком льются речи о необходимости защиты демократии и морали, прав и свобод. Люди, между тем, ходят на работу, спариваются, слушают вездесущую попсу, бродят по супермаркетам, приобретая подарки к Новому году, ездят отдыхать, делают омолаживающие пластические операции. Время от времени исчезают. И, наконец, в этом аду во всю функционируют ублюдки-попы: крестят, отпевают, венчают. Вещают о духовности, изливают с телеэкрана ушаты грошовой философии. Проповедуют мир и согласие…

Российская действительность имеет все шансы побить рекорды антиутопического абсурда. 30 октября, в день памяти жертв политических репрессий, президент Медведев осудил т.н. сталинизм, а уже через несколько дней Эрэфия поразила мир своей новой процессуальной практикой, причем публичной: на басманной скамье подсудимых сидели некие «люди в мешках». Каким образом суд устанавливал их личности – непонятно, а ведь эта процедура - отправная точка нормального судебного процесса. Оказывается, "суверенной демократии" по силам превзойти самого Вышинского. Может быть Терри Гиллиам, снимая фильм о «конце истории», невольно сделал фильм, как говорится, о «конце истории в отдельно взятой стране»? Ведь Россия – это такая странная «зона», где постоянно сбываются наихудшие сценарии. Исторический «мешок»…


Кадр из к/ф "Бразилия" (реж. Т. Гиллиам, 1985).


А это Москва-2009, Басманный суд, ноябрь.


То же и там же.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 63 comments