?

Log in

No account? Create an account

О культе «победы» - Алексей Широпаев

May. 9th, 2011

10:00 am - О культе «победы»

Previous Entry Share Next Entry



Представим себе на минуту, что культ «великой победы» исчез.

Что мы видим?

Исчезла скрепа, еще как-то державшая это общество и эту страну. Последняя скрепа. Химеричность общества и страны становятся очевидными, поскольку улетучивается иллюзия «общей судьбы». Все – и личности, и народы и регионы – получают возможность переосмыслить себя, получают шанс на новую судьбу.

«Великая победа» - это сегодня последний миф, оправдывающий, легитимирующий существование исторической российской государственности; миф, замыкающий народы и регионы в формате давно отжившей свой век империи. «Великая победа» - последнее, что делает Россию страной. Убери этот «культ» - народы и регионы с удивлением посмотрят друг на друга и начнут выстраивать между собой новые связи и отношения, формировать новое пространство, поскольку на вопрос «Что нас связывает?» последуют уже какие-то иные ответы. Откроется возможность новой этно-региональной самоидентификации – например для казаков Дона и Кубани, предки которых в годы Второй мировой войны зачастую стояли на антисоветских позициях.

Особое, судьбоносное значение демонтаж культа «победы» имеет для русских, поскольку этот культ накрепко связывает большинство из них с советизмом, освящает советизм в глазах русского народа, делает русских наиболее советским народом на всем пространстве бывшего СССР. Именно культ «победы» примиряет и даже роднит русский народ с этим государством, которое, как говорят, конечно, не сахар, но все же «наше», «мы с ним Гитлера победили». Проблема, не преодоленная в свое время Ельциным – десоветизация русского сознания – решается, прежде всего, путем демонтажа культа «победы». Вообразите себе русскую ментальность, свободную от фетишей «9-го мая». В ней уже не будет места Сталину и преклонению перед «великим государством» с центром в Москве. Резко упадет ценность «сильной власти», развеется обаяние ее «исторических свершений». В русское сознание войдут другие герои – например, герои РОА. А от них совсем недалеко до Андрея Курбского и Марфы Борецкой. А это уже иная ментальность, открытая демократическим ценностям и историческим альтернативам.

Таким образом, демонтаж культа «победы» имеет несомненное прогрессивное значение, поскольку является залогом становления новой русской идентичности, иной русскости. Вместе с культом «победы» в русской ментальности отомрут многие мрачные реликты, препятствующие нашему вхождению в сообщество цивилизованных народов. Исчезнет возможность легитимации сталинизма и как следствие – всей исторической традиции российского деспотизма. Возникнет прочная основа для альтернативного, антиимперского демократического проекта.

Вдумайтесь: ведь только благодаря культу «победы» ГУЛАГ, несмотря на миллионные тиражи Солженицына, так и не осужден обществом как абсолютное зло. Только благодаря культу «победы» не осужден как абсолютное зло большевизм в целом. Красный флаг над рейхстагом делает большевизм неуязвимым для безоговорочного общенародного проклятия. И сам красный флаг невозможно отправить на свалку истории, покуда он является главным атрибутом главного праздника. Пока в русском сознании будет доминировать культ «победы», оно останется доступным для зла, для человеконенавистнических мифов и опасных, изуверских утопий. Если мы хотим быть цивилизованными людьми – должен пасть культ «победы», имеющий несомненные примитивные варварские черты: нетерпимость, фанатизм, мрачный пафос массовых человеческих жертвоприношений, жестокость. Показательно, что в последние годы своего рода знаменем «победы» стало имя красного «партизана» Кононова, сжигавшего живьем беременных баб. А это уже социологический диагноз. Культ «победы» - это род тяжкого общественного очуменья, когда оккупантов считают освободителями, а палачей и убийц типа Кононова, Судоплатова и Жукова – героями и почти святыми. Маргинализация «победопоклонства» означала бы духовное оздоровление нашего социума, его способность к развитию, наконец, просто вменяемость.

Культ «победы» выгоден и необходим только москвоцентричной власти, которая паразитирует на этом культе, апеллирует к нему, стремясь доказать и обосновать свою историческую легитимность и необходимость. Путинский кремль держится только благодаря тому, что постоянно подчеркивает свое правопреемство со сталинским кремлем, «спасшим нас от Гитлера». Традиционная для России царистская модель власти окончательно изжила себя и выродилась в мафиозную структуру, замкнутую на своих преступных интересах. Культ «победы» необходим этой власти, чтобы создавать в обществе иллюзию «национального единения» и продолжать паразитировать на рыхлой, несуразно огромной стране, уже исчерпавшей свой исторический ресурс. Культ «победы» - это специально созданный культ для рабов, опиум на потребу «агрессивно-послушному большинству». Это раскатистое эхо сталинизма; культ личности и культ «победы» – в равной степени проявления единого культа безличия. Чтобы развиваться, мало сменить власть – надо устранить ее системообразующие мифы. Надо обрести новые смыслы, формирующие не рабов, а свободных людей.

Comments:

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]
From:ingrid_inkeri
Date:May 9th, 2011 06:13 am (UTC)
(Link)
Да, всё верно.
И ещё, религиозный аспект. Языческий культ "богини-родины-матери".

"Надо обрести новые смыслы, формирующие не рабов, а свободных людей."
Где и как? В иных религиозных системах, в процессе обновления старых духовных систем, в создании качественно новых верований?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:May 9th, 2011 06:16 am (UTC)
(Link)
Путем воспитания в себе европейца.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]
From:rusnazi8814
Date:May 9th, 2011 06:36 am (UTC)
(Link)
Отличная статья! Пойду к себе, пропиарю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:May 9th, 2011 06:41 am (UTC)
(Link)
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:darislaw
Date:May 9th, 2011 06:46 am (UTC)
(Link)
Ждал от вас статьи на 9 мая.
Она получилась очень стоящей. Спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:May 9th, 2011 06:54 am (UTC)
(Link)
Благодарю за отзыв.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:eugraf
Date:May 9th, 2011 06:55 am (UTC)
(Link)
Очень точно и своевременно! Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:May 9th, 2011 06:57 am (UTC)
(Link)
Спасибо и Вам за поддержку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:maystra
Date:May 9th, 2011 07:07 am (UTC)
(Link)
Можно сказать, что эта статья и про Луку тоже, который весьма эффективно спекулирует советским прошлым :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:May 9th, 2011 07:20 am (UTC)
(Link)
Возможно, Вам виднее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:roman_sha
Date:May 9th, 2011 07:12 am (UTC)
(Link)
Народ, прошу всех, перепостите и/или пропиарьте статью о зверства партизан:

http://nationalliberal.livejournal.com/756701.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:venceslav
Date:May 9th, 2011 07:35 am (UTC)

Воображаю, как вы, господа фашисты, чувствуете себя

(Link)
в этот святой для всех россиян день.

Столетия не повернули вспять
Полет валькирии в душе неукротимой,
И Зигфрид продолжал свой меч ковать,
На наковальне в подземельях Миме,
Он вспоминал пророческие сны,
Слова и предсказания Бригитты,
Что будут длани их отсечены,
Клыки исторгнуты и панцири разбиты,
Но пламя ненависти застилало взор,
Коварный гот искал славянской крови
И по ночам оттачивал топор,
Чтоб одолеть врага в безумном споре.
Вальгалла призвала все силы зла,
И волей исступленного тирана
Простерла на Восток свои крыла,
Прикрытые броней Гудериана,
Но поднялись имперские полки
Из ледяной пустыни в грозной стали,
И Русский Бог благословил штыки,
Перед которыми сыны Вотана пали.
Распяла ярость множество племен
Порывом страшным и неукротимым,
И Третий Рейх был снова побежден,
Растоптанный в сраженьях с Третьим Римом.
И под крестами у кремлевских стен,
Прошли непобедимые ромеи,
Повергнув сотни вражеских знамен
К гранитному подножью Мавзолея.
Империя! таинственной судьбой
Ты избрана от века и доныне,
Не одолеет ад твои святыни,
И Бог пребудет до конца с тобой.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:sadovnik40
Date:May 9th, 2011 07:51 am (UTC)
(Link)
Что мне особенно нравится, так это отсутствие в статье словосочетания "Великая Отечественная война". Задача состоит в том, чтобы вообще исключить его из употребления. Потому что войну нужно научиться ненавидеть, а как можно ненавидеть Отечественную?
Не было никакой ВОВ. Была 2-я мировая, в которой СССР вовал 2 года на одной стороне, а потом 4 года на другой. И было продолжение Гражданской, где большевики сводили счеты с "белополяками", "белофиннами", "петлюровцами" и другими "недобитыми".
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:May 9th, 2011 07:59 am (UTC)
(Link)
Да, согласен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:May 9th, 2011 08:43 am (UTC)
(Link)
Сильный материал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:slavik_37
Date:May 9th, 2011 08:21 am (UTC)
(Link)
Великолепный высер
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:wangden
Date:May 9th, 2011 08:51 am (UTC)
(Link)
"«Великая победа» - это сегодня последний миф, оправдывающий, легитимирующий существование исторической российской государственности; миф, замыкающий народы и регионы в формате давно отжившей свой век империи. «Великая победа» - последнее, что делает Россию страной. Убери этот «культ» - народы и регионы с удивлением посмотрят друг на друга и начнут выстраивать между собой новые связи и отношения, формировать новое пространство, поскольку на вопрос «Что нас связывает?» последуют уже какие-то иные ответы."

Не думаю, что именно это держит Россию в качестве единого государства (хотя другого идеологического стержня у нынешней РФ нет - но есть ментальность, инерция, государственные механизмы и т.п.). Но это главный и последний миф, который держит в качестве относительно единого цеолго постсоветское пространство, СНГ, тень империи, сферу влияния России. Без него (а он, очевидно, не вечен) - да, придётся строить другие отношения, в другом формате.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:demset
Date:May 9th, 2011 09:29 am (UTC)
(Link)
Десакрализация государства (особенно такого) - это насущная необходимость.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:venceslav
Date:May 9th, 2011 10:58 am (UTC)

Вот насущная необходимость.

(Link)
Вот так надо обращаться с фашистами, пошлого и настоящего.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:May 9th, 2011 04:23 pm (UTC)
(Link)
Благодарю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:koenigstiger88
Date:May 9th, 2011 11:40 am (UTC)
(Link)
>>>с культом «победы» в русской ментальности отомрут многие мрачные реликты, препятствующие нашему вхождению в сообщество цивилизованных народов

Тут большой вопрос кого считать цивилизованным народом.

>>>Показательно, что в последние годы своего рода знаменем «победы» стало имя красного «партизана» Кононова, сжигавшего живьем беременных баб.

Немцы просто ёбаные ангелы на крыльях любви, никого не убили не изнасиловали:)

>>>модель власти окончательно изжила себя и выродилась в мафиозную структуру,

Да но причём тут ВОВ так и не ясно. Эту войну нужно помнить из за тех гигантских жертв русского народа а не из за сталина, не больше не меньше, это я так думаю. Мне например жаль каждого хорошего русского человека, убитого на войне, вне зависимости от того от чьей пули он пал. (на прибалтов уж извините насрать.)

>>>А от них совсем недалеко до Андрея Курбского и Марфы Борецкой. А это уже иная ментальность, открытая демократическим ценностям и историческим альтернативам.

А как связаны дем. ценности и бойцы РОА, чё то не пойму? Гитлер это вроде тоталитарный режим. И чего то я не вижу будущего у Европы с её ценностями.

А вокруг подползают склизкие укры - главные борцы с империей:) кто то частенько подпёздывает из за бугра, как обычно, наверно не чувствуют счастья в гладкокожей Европе, пожирая фондю с круасанами:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:shiropaev
Date:May 9th, 2011 04:33 pm (UTC)
(Link)
"А как связаны дем. ценности и бойцы РОА, чё то не пойму?"

Поймете, если прочитаете манифест КОНР. Это вполне демократическая программа. Там в частности сказано:

"Введение действительной свободы религии, совести, слова, собраний, печати. Гарантия неприкосновенности личности, имущества и жилища. Равенство всех перед законом, независимость и гласность суда".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
From:black_patient
Date:May 9th, 2011 11:41 am (UTC)

Надо обрести новые смыслы

(Link)
Не надо новых. Иначе патриотичные тела с ленточками, которые сейчас под парадные марши хлебают из горла второй хлеб, в поисках этого нового смысла начнут нам и друг другу крутить бошки также весело и легко, как пробки с клинского. Без базара, рано или поздно гражданскую №.. мы себе таки накаркаем, но все же лучше поздно, чем рано.
(Reply) (Thread)